ldrev_01

Магазин предметов
современного искусства

recmag

Магазин проектов коттеджей

copyrec

Территория района Ленинграда — Санкт-Петербурга Коломяги в 1930—2000 гг

Территория района Коломяги включает исторически сложившиеся поселения (деревни Коломяги, Мартыновка, Мартыно-Алексеевская), лесной массив, современный жилой и промышленный районы Коломяги. Границами этой территории являются: река Каменка, Староорловская ул., Большая Озерная ул., Фермское шоссе, северная граница Удельного парка, Парашютная ул. Освоение района Коломяги предполагает решение нескольких градостроительных проблем. Во-первых, сохранение исторической градостроительной среды (сохранившаяся улично-дорожная сеть, охраняемые здания, масштаб рядовой застройки) и ценной природной среды. Во-вторых, упорядочение градостроительной структуры (в том числе новой застройки). В-третьих, развитие транспортной и социальной инфраструктуры.
В 1930 г., по постановлению ВЦИК от 10 октября «О реорганизации сети районов Ленинградской области»1, поселок Коломяги стал центром созданного сельсовета «Коломягский». Уже через 20 дней, по постановлению ВЦИК от 30 октября 1930 г. «О включении в черту г. Ленинграда, в порядке ее расширения, ряда пригородных селений»2, Коломяги вошли в черту Петроградского административного района города.
В 1935 г. был принят 1-й генеральный план развития Ленинграда. Автором которого являлся Л. А. Ильин. По этому плану развитие города предполагалось в юго-западном направлении ? продление Гороховой ул., Вознесенского пр. и Московского пр. Новый общегородской центр с площадью и домом Советов планировался на пересечении Московского пр. с центральной дуговой магистралью. Северо-западное направление не развивалось. Официально это объяснялось затоплением северо-западных районов. Возможно, это также было связано с политической ситуацией в стране (близость к границе с Финляндией).
В 1936 г. по решению Ленинградского Совета от 9 апреля «О разукрупнении районов города Ленинграда» Коломяги стали частью Приморского административного района города. В том же году в районе Коломяги было построено 4-этажное здание полной средней школы3 (ул. 3-я линия 1-й половины, д. 10-а). Сопоставив это здание и типовые проекты школ, разработанных в 1935 в Ленпроекте, автор пришла к выводу, что здание является типовой школой (1-й тип, архитекторы Асс и Гинцберг). Фасады симметричны, в них использованы вытянутые во всю высоту здания ордерные мотивы.
В 1937 г. была принята редакция 1-го генерального плана Ленинграда. Ее авторами были: Л.А Ильин, В. А. Витман, А. И. Наумов, Е. И. Катонин, В. В. Данилов4. Концепция ориентации на юг не изменилась, а развитие в северо-западном направлении не предполагалось.
При редакции 1-го генерального плана Ленинграда 1939 г. (автор Н. В. Баранов) появилась новая концепция: раскрытие города в сторону Финского залива. Территория района Коломяги в этом плане не была затронута. Также был предложен компромиссный вариант центра города в виде оси протяженностью 10 км с севера на юг.
Несмотря на то, что территория района Коломяги не представляла интерес для градостроителей, городская инфраструктура там постепенно развивалась. Так, в 1940 г. через Коломяги открылось кольцевое движение автобусного маршрута № 40 (в одном направлении из-за узости улиц) 5. Проезжая часть улиц транспортного значения была асфальтирована, в деревню были проведены газопровод и водопровод, установлены водоразборные колонки, телефонные будки.
В 1948 г. был принят 2-й генеральный план восстановления и развития Ленинграда, авторами которого были: Н. В. Баранов и В. А. Каменский. В нем предлагалось отказаться от идеи протяженного центра и возвратиться к первоначальному центру города. Планировалось развитие территории Ленинграда во всех направлениях. Разрабатывалась концепция раскрытия города в сторону Финского залива (застройка западной части Васильевского о-ва). Новое строительство не коснулось территории района Коломяги.
В 1966 г. был принят 3-й генеральный план Ленинграда, авторами которого были: В. А. Каменский, А. И. Наумов. По плану предполагалось компактное и концентрическое развитие города, создание вокруг него пригородной зоны как единого комплекса, использование пригородной зоны для размещения связанных с городом хозяйственных объектов; развитие пригородного сельского хозяйства; организация загородного отдыха населения и создание вокруг Ленинграда лесопаркового защитного пояса. Границами развития города становились следующие территории: на северо-западе — северное побережье Финского залива, включая поселки Ольгино, Лахта, Конная Лахта; на севере — железнодорожная линия Парголово–Ручьи; на востоке — железнодорожная линия ст. Ржевка–пост Заневский–ст. Нева; на юге — южное железнодорожное полукольцо; на юго-западе — Стрельна. Новое жилищное строительство планировалось компактное, крупным массивом. При том на застраиваемых территориях исчезала существующая природная и историческая среда, (это касалось и территории района Коломяги). Решение проблемы выхода к морю получило свое дальнейшее развитие — создание морского фасада Ленинграда. Длина морского фасада, выходящего на Финский залив у невской дельты, предполагалась 30–35 км. Жилые кварталы, парки и набережные протяженностью 8–10 км должны были появиться на северном и южном берегу залива. В это время начала развиваться промышленная зона «Коломяги» с железнодорожными подъездными путями, связанными с железнодорожной веткой Выборгского направления. Например, были построены административно-бытовой комплекс площадью 3,5 тыс. кв. м, общежитие на 600 человек и складские помещения с прирельсовыми путями кондитерской фабрики ЗАО «Кондитерская фабрика им К. Самойловой» («Красный Октябрь») 6.
Освоение территории жилого района Коломяги началось только в 1980 гг. К этому времени крупными жилыми массивами были застроены территории, граничащие с Коломягами (территория БКА ? Бывшего Комендантского Аэродрома).
Таким образом, исходя из рассмотренных выше стратегических концепций генеральных планов Ленинграда, можно сделать вывод о неравномерном развитии города в 1930–1970 гг.
В 1982 г. решением Исполкома Ленсовета был утвержден план детальной планировки жилого района Коломяги7. Его основу составил проект планировки северо-западной части Ленинграда, утвержденный в 1976 г., в котором в свою очередь был откорректирован и уточнен генеральный план 1966 г. По проекту планировки 1982 г. селитебная часть района Коломяги получала высокую плотность городских магистралей. Они должны были связать северо-запад города с его северными и восточными районами. Помимо селитебной части, здесь предполагалось создание обширной нежилой зоны с размещением производственных, коммунальных, учебных и научно-исследовательских учреждений, а также лесопарковых зон. При этом строительстве уничтожилась бы историческая уличная сеть и среда пригородного поселка. Территория района Коломяги превратилась бы в типовую городскую окраину, как это произошло с другими историческими поселениями в окрестностях Ленинграда, начиная с тридцатых годов ХХ в. (Автово, Ульянка, Малиновка, Ручьи и др.).
Строительство на территории района Коломяги должно было начаться в 1987 г. Планировалось осуществить следующие градостроительные преобразования. Во-первых, перенос Детской железной дороги (протяженность 3,1 км, занимаемая территория 20 га) в район Шуваловского парка. Во-вторых, перебазирование асфальтобетонного завода «Реноватор» (территория 2,8 га) в нежилую зону «Купчинская». В-третьих, ликвидация железнодорожных путей от станции Шувалово до нежилой зоны «Коломяги» (протяженность 1,25 км) 8.
В 1985 г. в связи с принятием плана детальной планировки жилого района Коломяги (и резким откликом на это со стороны ленинградцев), Ленинградский научно-исследовательский и проектный институт по жилищно-гражданскому строительству (ЛенНИИпроект) провел обследование этой территории. В результате обследования были выделены наиболее ценные природные и исторические объекты, высказаны замечания по переносу Детской железной дороги и предложены варианты ее сохранения и развития в районе Коломяги. Предполагалось, что новое строительство начнется в 1987 г.
В 1988 г. по результатам обследования ЛенНИИпроекта была сделана корректировка красных линий территории района Коломяги9. В том же году началось строительство жилых крупнопанельных домов на территории района Коломяги по уточненному плану (кварталы 12-А, 12-б, 13-А). Проложены Вербная ул., Земский пер, Новоколомяжский пр., расширена ул. Репищева. Эти кварталы расположены на территории бывших деревенских огородов. Поэтому было уничтожено минимальное количество исторической застройки (часть Главной ул., Мгинский пер., часть Б.Десятинной ул. и др.). Но очень скоро в связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в России новое строительство в Коломягах было приостановлено до 1993 г.
В 1998 г. был утвержден проект строительного и функционального зонирования кварталов в районе Коломяги10. (градостроительный регламент района Коломяги). Этот регламент был создан для сохранения природно-исторического комплекса при градостроительном развитии района Коломяги.
Сегодня на территории жилого района Коломяги можно выделить несколько типов построек. Первый тип ? многоэтажные крупнопанельные типовые дома (серии 137, 504, 600.11 и др.). Их строительство велось с 1988 по 1990 гг. Далее после перерыва строительство этого типа домов продолжилось с 1994 по 1998 гг. Эти протяженные дома составлены из нескольких, иногда разно-этажных корпусов, соединенных под разными углами. Фасады монотонны. Они состоят из повторяющихся типовых деталей.
Второй тип ? многоэтажные кирпичные и монолитные дома, сделанные по индивидуальным проектам. В 2000–2004 гг. заселены дома по Новоколомяжскому пр.(2 дома), Вербной ул. 10–12 (1 дом), Земскому пер. 11.(1дом), ул. Щербакова д.25, 27 (2 дома). Строится еще 1 дом на Новоколомяжском пр. и 1 дом на ул. Щербакова. Из 8 домов 3 ? кирпичные, 5 монолитные с различной отделкой (облицовка лицевым кирпичом, покраска, отделочные панели). Эти дома имеют разнообразные детали фасадов и улучшенную планировку. Многоэтажные дома в совокупности представляют собой остров, окруженный малоэтажной застройкой. Часть из них расположена на территории бывших огородов деревни Мартыновка (№ 10–12, 14, 18 по ул. Вербная, № 7, 8, 9, 10, 11, по Земскому пер., № 14, 16, 18, 20 по ул. Щербакова) и деревни Мартыно-Алексеевская (№ 3, 5, 9 по ул. Щербакова, № 6, 12 по Новоколомяжскому пр.). Другие дома построены на месте снесенных строений и утраченных улиц (№ 20 по ул. Вербная, № 14, 16, 18, 20 по ул. Щербакова). Застройка первого и второго типов имеют огромные дворы, превратившиеся в пустыри. В некоторых дворах, помимо детских и спортивных площадок, находятся невостребованные брошенные фундаменты детских садов и школ, которые разрушаются. Их частично разбирают на блоки или засыпают строительным мусором, землей из котлованов для нового строительства.
С 2000 г. при строительстве многоэтажных крупнопанельных домов на территории исторической застройки можно отметить новые тенденции. Во-первых, этажность домов снизилась с 12–16 до 6–8 этажей; во-вторых, уменьшилась протяженность фасадов, и упростились контуры зданий (все дома прямоугольные в плане); в-третьих, фасады стали разнообразнее; в-четвертых, при строительстве домов сохраняется историческая трассировка улиц.
Третий тип ? это малоэтажные (2–5 этажей) жилые и гостиничные комплексы. Они были созданы в течение 1997–2004 гг. Комплексы расположены среди исторической сельской застройки, на участках лесного массива и на пустующих землях. В первом случае частично уничтожается историческая застройка. Во втором случае ? лес. Первым возник жилой комплекс «Дубравы», находящийся между ул. 3-я линия 1-я половина и ул. 2-я полевая на территории бывших огородов деревни Мартыновка. Композиционным центром комплекса является особняк начала XIX в., находящийся сейчас в частном владении. Двухэтажный комплекс состоит из отдельно стоящих коттеджей на 2-4 семьи. Каждая семья имеет свой собственный вход и небольшой участок земли. Гаражи в домах не предусмотрены.
Одновременно с первым был построен другой жилой комплекс, расположенный между Озерковским пр. и ул. Эстонская. В отличие от комплекса «Дубравы», этот расположен среди исторической застройки и ценной природной среды. Его композиционный центр ? Воскресная католическая школа (построена в 1995—2000 гг.). Комплекс представляет собой протяженные корпуса, составленные из 2-этажных квартир-дуплексов. Каждая квартира рассчитана на одну семью, имеет 2 входа, небольшой участок земли. В некоторых корпусах есть внутренние гаражи на отметке первого этажа. Кроме того в комплексе размещены несколько 5-этажных корпусов, представляющих собой секционные дома с гаражами в цокольных этажах. Этот комплекс достраивается 2–3-этажными корпусами по ул. Новосельковская, ул. Пугачева и ул. Щербакова.
Третий жилой комплекс «Никитинская усадьба» находится между улицами Березовая и Земледельческая. Его композиционный центр ? усадьба Орловой-Денисовой с прилегающим парком и системой прудов, которая была построена по проекту архитектора А. М Горностаева11 в 1-й половине XIX в. в стиле классицизм. Комплекс представлен различными типами жилых малоэтажных домов (2- и 4–5-этажные корпуса).
Четвертый жилой комплекс находится при въезде в район Коломяги с Парашютной ул. и на самой высокой отметке Лотаринова уступа. Он ограничен ул. 3-я линия 2-й половины, ул. Репищева, Парашютной ул. и состоит из 2–3-этажных и 4–5-этажных жилых домов.
У детской железной дороги на Чистяковской ул. расположится строящийся в настоящее время 2–3-этажный гостиничный комплекс.
Четвертый тип застройки ? это отдельно стоящие коттеджи. Они располагаются в основном среди сохранившейся исторической застройки и на самых лучших участках леса. Как правило, при возведении коттеджа уничтожается только старый дом, находящийся на строящемся участке. Деревья при этом максимально сохраняются. Коттеджи часто соседствуют с малоэтажными комплексами. При этом создаются разнообразные архитектурные композиции (Рябиновая ул., ул. 3-я линия 1-й половины, ул. 3-я линия 2-й половины, Озерковский пр.).
Район Коломяги считается одним из перспективных территорий для градостроительного развития Санкт-Петербурга, так как, во-первых, этот район является пограничным районом города (территория, где городской ландшафт включается в пригородный). Этим он привлекателен для инвесторов, в связи с тем, что стоимость земли здесь ниже, чем в центре города, а экологическая ситуация хорошая из-за близости крупного Ново-орловского лесопарка, системы, Суздальских озер. Во-вторых, район Коломяги среди других пограничных районов территориально расположен недалеко от центра Санкт-Петербурга (условная точка центра ? пересечение Невского пр. и Садовой ул.).
Таким образом, сегодня актуально решение градостроительных проблем этого района, которые появились вследствие нескольких факторов. Во-первых, природные факторы (сложная гидрогеологическая ситуация, выраженный рельеф местности). Во-вторых, историко-культурные факторы (наличие сохранившихся архитектурных ансамблей и памятников архитектуры, среды пригородной застройки). В-третьих, административно-политические факторы (корректировка красных линий в процессе строительства, изменение политической и экономической ситуации в стране).
Одной из градостроительных проблем района Коломяги является неупорядоченность новой застройки. Часто прерывается и сдвигается красная линия застройки, дома развернуты друг к другу под случайными углами. Несмотря на принятый градостроительный регламент (см. выше), часть многоэтажных зданий строятся в малоэтажном окружении и наоборот (Новоколомяжский пр., ул. 3-я линия 2-й половины). Некоторые вновь проложенные магистрали оказались неоправданно широки и обрываются, что видно из уточненной схемы красных линий градостроительного регламента (Новоколомяжский пр.). Половина этой магистрали, также как и часть ул. Репищева используется сегодня под автостоянку.
В районе Коломяги существует проблема транспортного обеспечения населения. При большом количестве (более 30) домов в 9–16 этажей действует только один городской автобусный маршрут (№ 40), обслуживающий часть района (ст. м. Удельная, Вербная ул., ул. Репищева, Новосельковская ул.). Другой автобус (№ 9) от ст. м. Пионерская следует только до границы района (угол ул. Вербная и ул. Репищева), далее он следует в автобусный парк № 2. Район удален от ст. м. Удельная на 2 км; от ст. м. Озерки ? на 2,2 км; от ст. м. Пионерская ? на 2,7 км; до строящейся ст. м. Комендантский Аэродром ? на 3 км. Место общественного транспорта занял коммерческий (маршрутные такси). Таким образом, отсутствие общественного транспорта снижает качество района.
Проблемой района Коломяги является неразвитость социальной инфраструктуры. На примерно 30 тыс. человек имеются 3 общеобразовательные школы, 1 ясли-сад, 1 универсам, 1 отделение Сбербанка. Некоторые торговые точки расположены в 1 этажах жилых домов (на месте колясочных). В новых построенных и строящихся домах наметилась такая тенденция: проектом предусмотрены большие площади на 1этаже для магазинов и различных центров.

Цитированная литература и другие источники

1. Собрание узаконений РСФСР. № 60 ст. 730. С.954. 1930.
2. Собрание узаконений РСФСР. № 60 ст. 732. С. 957. 1930.
3. Научно-технический отчет № 46 «Л» по теме А-8.2 «Разработка предложений и рекомендаций по застройке средствами индустриального домостроения новых территорий и реконструкции сложившихся с учетом развития базы стройиндустрии и системы проектирования», т. IV. Приложения. С. А. Красногородцев Коломяги. Исторический очерк. Л.: 1985. С. 49
4. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / Сост. В. Г. Исаченко. СПб.: 2000. С. 11.
5. Научно-технический отчет № 46 «Л» по теме А-8.2 «Разработка предложений и рекомендаций по застройке средствами индустриального домостроения новых территорий и реконструкции сложившихся с учетом развития базы стройиндустрии и системы проектирования», т. IV. Приложения. С. А. Красногородцев Коломяги. Исторический очерк. Л.: 1985. С. 50.
6. www.spb-bisiness.ru/show.php?directory=950
7. Решение Исполкома Ленсовета от 22.03.82 №187 « Об утверждении ПДП жилого района Коломяги».
8. Научно-технический отчет № 46 «Л» по теме А-8.2 «Разработка предложений и рекомендаций по застройке средствами индустриального домостроения новых территорий и реконструкции сложившихся с учетом развития базы стройиндустрии и системы проектирования», т. II. Застройка новых территорий с естественно-природными и историко-культурными ценностями (на примере жилого района Коломяги). Л.: 1985. С. 1
9. Решение Исполкома Ленсовета от 11.04.88 №285 «О корректуре красных линий ПДП жилого района Коломяги».
10. Распоряжение губернатора СПб №109-р от 04.02.98 «Об утверждении Основных положений проекта строительного и функционального зонирования кварталов в Коломягах.
11. Александрова Е. Л. Остров Рус в Литориновом море: Историческое прошлое северных окрестностей Санкт-Петербурга. СПб.:2000. С. 154.