ldrev_01

Магазин предметов
современного искусства

recmag

Магазин проектов коттеджей

copyrec

Современное архитектурное, социальное, экологическое состояние субурбий Спб. (Лекция)

В конце XX века особенно сильно стали заметны признаки глобального экологического кризиса и нестабильности в экономике. Такие как: рост городов, их переуплотненность, превращение в урбоареалы; замена естественного ландшафта и его компонентов в городе на искусственный (культурный или даже мертвый).

При этом происходит техногенная эволюция городов: при росте загрязненности среды (внесение разного рода загрязнений в окружающую среду и в организм человека) человек отдаляется от прямых контактов с природой и компонентами ландшафта (визуальных, звуковых, обонятельных, осязательных).

Рис. «003»: Вид современного города.

Рис. «003»: Вид современного города.

В связи со своим ростом города уничтожают окружающие их исторические малоэтажные поселения и ценные участки природной среды. В основном это происходит на территориях, которые находятся вблизи городских границ.
В городском ландшафте преобладает плотная застройка со сложившейся инфраструктурой (транспорт, общественные здания, инженерные коммуникации). В пригородном ландшафте присутствуют крупные лесные массивы, луга, водные пространства, малоэтажные поселения, поля. На сегодняшний день малоэтажные поселения состоят из сохранившейся сельской и современной коттеджной застройки. В исторической сельской застройке качество жилья низкое (отсутствуют инженерные коммуникации, большой процент износа зданий), а в коттеджной застройке качество жилья высокое (новые здания из качественных материалов, улучшенная планировка, наличие инженерных коммуникаций).
Субурбия это такая территория, где присутствуют участки и городского, и пригородного ландшафта. Она имеет многофункциональное содержание, разнообразную планировочную структуру. На территории субурбии находятся памятники архитектуры, охраняемые природные территории, сохранившиеся малоэтажные поселения, природный и искусственный ландшафт и новая жилая многоэтажная и малоэтажная застройка, коттеджи, новые общественные здания. Субурбии образуются в связи с ростом города. Они вовлечены в градостроительный процесс (активно застраиваются и растут) и являются наиболее перспективными территориями для градостроительных преобразований, так как стоимость земли здесь ниже, чем в историческом центре города, экологическая ситуация очень хорошая и имеются обширные свободные участки земли (бывшие сельскохозяйственные угодья).

Рис. «004»: Коломяги, Санкт-Петербург.

Рис. «004»: Коломяги, Санкт-Петербург.

К характерным проблемам субурбий относятся: несоответствие социальной и транспортной инфраструктуры возросшему количеству населения; наличие недостроенных промышленных зданий и обширных пустующих участков, предназначенных для будущего строительства; замусоривание и вырубка территории лесных массивов. Им, как и всем остальным районам города, необходимы градостроительные регламенты, позволяющие определить стратегию их формирования на новом этапе развития экономики и культуры.
Сегодняшнее состояние субурбий Санкт-Петербурга характеризуется наличием общих для них градостроительных, социальных и экологических проблем. Буферные территории лесопарков в некоторых местах застраиваются. На территории существующих малоэтажных поселений строятся блокированные и отдельно стоящие коттеджи. Многоэтажные кварталы, входя в состав этих поселений, разрушают исторически сложившуюся уличную сеть и масштабный строй существующей архитектурной среды.Некоторые предприятия активно ведут преобразования, многие меняют свой профиль, превращаясь в торговые центры. Также меняется социальный состав населения. На смену сельским жителям приходят люди с высоким уровнем благосостояния.

Рис. «005»: Карта Санкт-Петербурга.

Рис. «005»: Карта Санкт-Петербурга.

На территории Санкт-Петербурга имеется 13 административных районов. Границы субурбий не всегда совпадают с административными границами районов города. Некоторые административные районы могут совсем не иметь субурбий, так как их территории со сложившейся инфраструктурой примыкают непосредственно к границе города. Одна из таких субурбий Санкт-Петербурга находится на северо-западе города. Административно она является частью Приморского района и называется Коломяги.

Территория Коломяги включает исторически сложившиеся поселения (деревни Коломяги, Мартыновка, Мартыно-Алексеевская), лесной массив (Новоорловский лесопарк), современный жилой и промышленный район. По этой территории проходит трасса Детской железной дороги, которая является не только историко-культурным, но и градостроительным объектом города. Освоение Коломяг предполагает решение нескольких градостроительных проблем. Во-первых, сохранение исторической градостроительной среды (сохранившаяся улично-дорожная сеть, охраняемые здания, масштаб рядовой застройки) и ценной природной среды. Во-вторых, упорядочение градостроительной структуры (в том числе новой застройки). В-третьих, развитие транспортной и социальной инфраструктуры.
Сегодня на территории жилого района Коломяги можно выделить несколько типов построек.
Первый тип многоэтажные крупнопанельные железобетонные типовые дома.

Их строительство велось с 1988 по 1990 гг. Далее после перерыва строительство этого типа домов продолжилось с 1994 по 1998 гг. Эти протяженные дома составлены из нескольких, иногда разно-этажных корпусов, соединенных под разными углами. Фасады монотонны. Они состоят из повторяющихся типовых деталей.
Второй тип многоэтажные кирпичные и монолитные дома, сделанные по индивидуальному проекту.

Рис. «008»: Дом №7 на ул. Репищева, построенный по индивидуальному проекту

Рис. «008»: Дом №7 на ул. Репищева, построенный по индивидуальному проекту

Рис. «009»: Дом по Новоколомяжскому пр.

Рис. «009»: Дом по Новоколомяжскому пр.

Строительство домов этого типа ведется с 2000 г. Дома кирпичные или монолитные с различной отделкой (облицовка лицевым кирпичом, покраска, отделочные панели). Эти дома имеют разнообразные детали фасадов и улучшенную планировку. Многоэтажные дома в совокупности представляют собой остров, окруженный малоэтажной застройкой. Часть из них расположена на территории бывших огородов деревни Мартыновка и деревни Мартыно-Алексеевская. Другие дома построены на месте снесенных строений и утраченных улиц. Застройка первого и второго типов имеют огромные дворы, превратившиеся в пустыри. В некоторых дворах, помимо детских и спортивных площадок, находятся невостребованные брошенные фундаменты детских садов и школ, которые разрушаются. Их частично разбирают на блоки или засыпают строительным мусором, землей из котлованов для нового строительства.
С 2000 г. при строительстве многоэтажных крупнопанельных домов на территории исторической застройки можно отметить новые тенденции. Во-первых, этажность домов снизилась с 12–16 до 6–8 этажей; во-вторых, уменьшилась протяженность фасадов, и упростились контуры зданий (все дома прямоугольные в плане); в-третьих, фасады стали разнообразнее; в-четвертых, при строительстве домов сохраняется историческая трассировка улиц.

Рис. «010»: Жилой комплекс «Дубравы».

Рис. «010»: Жилой комплекс «Дубравы».

Третий тип это малоэтажные (2–5 этажей) жилые и гостиничные комплексы. Строительство зданий этого типа ведется с 1997 г. Комплексы расположены среди исторической сельской застройки, на участках лесного массива и на пустующих землях. В первом случае частично уничтожается историческая застройка. Во втором случае лес. Первым возник жилой комплекс «Дубравы». Он находится на территории бывших огородов деревни Мартыновка.

Композиционным центром комплекса является особняк начала XIX в., находящийся сейчас в частном владении. Двухэтажный комплекс состоит из отдельно стоящих коттеджей на 2-4 семьи. Каждая семья имеет свой собственный вход и небольшой участок земли. Гаражи в домах не предусмотрены.
Одновременно с первым был построен другой жилой комплекс. В отличие от комплекса «Дубравы», этот расположен среди исторической застройки и ценной природной среды. Его композиционный центр Воскресная католическая школа.

Комплекс представляет собой протяженные корпуса, составленные из 2-этажных квартир-дуплексов. Каждая квартира рассчитана на одну семью, имеет 2 входа, небольшой участок земли. В некоторых корпусах есть внутренние гаражи на отметке первого этажа. Кроме того, в комплексе размещены несколько 5-этажных корпусов, представляющих собой секционные дома с гаражами в цокольных этажах.
Следующий жилой комплекс «Никитинская усадьба». Его композиционный центр усадьба с прилегающим парком и системой прудов. Особняк графа Никитина был построен по проекту архитектора А. М Горностаева в 1-й половине XIX в. в стиле классицизм.

Комплекс представлен различными типами жилых малоэтажных домов (2 и 4–5-этажные корпуса).

Еще один жилой комплекс находится при въезде в Коломяги и на самой высокой отметке. Он состоит из 2–3-этажных и 4–5-этажных жилых домов.

Рис. «017»: Жилой комплекс на ул. Репищева.

Рис. «017»: Жилой комплекс на ул. Репищева.

У детской железной дороги на Чистяковской ул. расположится строящийся в настоящее время 2–3-этажный гостиничный комплекс «Коломяжский визит».

Рис. «018»: Гостиничный комплекс «Коломяжский визит».

Рис. «018»: Гостиничный комплекс «Коломяжский визит».

На Большой Десятинной ул., вокруг прудов бывшей усадьбы Орловой-Денисовой в настоящее время строятся жилые комплексы:

К третьему типу застройки также относятся так называемые кондоминиумы. От малоэтажных комплексов их отличает небольшая протяженность. Каждый дом рассчитан на несколько семей.

Рис. «024»: Кондоминиум.

Рис. «024»: Кондоминиум.

Конечно, есть еще много комплексов, которые находятся на разных стадиях строительства.

Рис. «025»: Жилой комплекс вдоль трассы Детской железной дороги.

Рис. «025»: Жилой комплекс вдоль трассы Детской железной дороги.

етвертый тип застройки это отдельно стоящие коттеджи. Они располагаются в основном среди сохранившейся исторической застройки и на самых лучших участках леса Новоорловского лесопарка. Как правило, при возведении коттеджа уничтожается только старый дом, находящийся на строящемся участке. Деревья при этом максимально сохраняются. Коттеджи часто соседствуют с малоэтажными комплексами. При этом создаются разнообразные архитектурные композиции.

 Рис. «026»: Коттедж.


Рис. «026»: Коттедж.

Трасса Детской железной дороги находится на территории Коломяг. Это пригородный объект, сохранившийся в современной городской среде. Из вагона поезда можно увидеть все типы построек Коломяг, а также Ново-Орловский лесопарк.

Рис. «027»: Вид Новоорловского лесопарка и Детской железной дороги.

Рис. «027»: Вид Новоорловского лесопарка и Детской железной дороги.

На сегодняшний день, некогда цельный лесной массив, оказался разделен на части вклинившимися территориями различного назначения: два садоводства, расположенные на северном берегу озера Орловский карьер; бывшие совхозные пашни вдоль реки Каменки, территория института им. Иоффе на северном берегу озера Шуваловский карьер; часть промышленного района Коломяги с обслуживающими его железнодорожными путями. На сохранившихся ценных природных территориях, покрытых боровым лесом, происходит вырубка, строятся коттеджи, в лес свозится мусор. Территории бывших пашен совхоза «Пригородный» переданы теперь городу и являются резервными. Здесь предполагается построить академический городок с жилым районом и предприятиями культурного и бытового обслуживания.
Разрастается промышленная территория Коломяги. За последние пять лет значительно увеличилась площадь песчаных карьеров, разрабатываемых асфальтобетонным заводом. Железнодорожные пути, построенные как резервные во время 2-й Мировой войны, используются теперь для перевозки грузов из промышленного района Коломяги. Таким образом, постепенно уничтожается Ново-Орловский лесопарк.
Район Коломяги считается одним из перспективных территорий для градостроительного развития Санкт-Петербурга, так как, во-первых, этот район является субурбией (территория, где городской ландшафт включается в пригородный). Этим он привлекателен для инвесторов, в связи с тем, что стоимость земли здесь ниже, чем в центре города, а экологическая ситуация хорошая из-за близости крупного Ново-орловского лесопарка, системы, Суздальских озер. Во-вторых, район Коломяги относительно других субурбий территориально расположен недалеко от центра Санкт-Петербурга.
Таким образом, сегодня актуально решение градостроительных проблем субурбий, которые появились вследствие нескольких факторов. Во-первых, природные факторы (сложная гидрогеологическая ситуация, выраженный рельеф местности). Во-вторых, историко-культурные факторы (наличие сохранившихся архитектурных ансамблей и памятников архитектуры, среды пригородной застройки). В-третьих, административно-политические факторы (корректировка красных линий в процессе строительства, изменение политической и экономической ситуации в стране).
Одной из градостроительных проблем субурбий является неупорядоченность новой застройки. Часто прерывается и сдвигается красная линия застройки, дома развернуты друг к другу под случайными углами. Несмотря на принятый градостроительный регламент, часть многоэтажных зданий строятся в малоэтажном окружении и наоборот. Некоторые вновь проложенные магистрали городского значения не используются. Они неоправданно широки, иногда заканчиваются тупиком. Часть этих магистралей используется сегодня под автостоянки. Несмотря на наличие «лишних» дорог, существует проблема транспортного обеспечения населения. Отсутствуют необходимые проезды. Используемые дороги слишком узки. Не достаточное количество общественного транспорта.
Проблемой субурбий также является неразвитость социальной инфраструктуры. Не хватает объектов социальной сферы. Некоторые торговые точки расположены в 1 этажах жилых домов (на месте колясочных). В новых построенных и строящихся домах наметилась положительная тенденция. Проектом предусмотрены большие площади на 1этаже для магазинов и объектов социального обслуживания.

Классификация планировочных зон архитектурной среды
 субурбий:

  • группа, квартал жилых многоэтажных домов и общественных зданий;
  • жилые малоэтажные комплексы (таунхаузы);
  • собственный жилой дом с участком;
  • усадьба с парком;
  • комплекс общественных зданий, занимающих отдельный участок;
  • крупное предприятие 1950–2000 г.;
  • территории промышленно-складского назначения;
  • комплекс складов;
  • гаражный комплекс;
  • автостоянка;
  • недостроенные и брошенные здания.

Классификация планировочных зон ландшафтной среды
 субурбий:

  • крупный лесопарк;
  • крупный водный бассейн;
  • садоводства и садоводческие товарищества;
  • пахотные земли;
  • зеленые бульвары и благоустроенные дворы;
  • пустующие территории и пустыри.

Социальные аспекты современного состояния субурбий:
Социальные изменения ставят новые требования во всех областях жизни. Произошло расслоение общества. Возник так называемый «средний класс», который (по данным на 2003 г. выделен по уровню благосостояния). К «среднему классу» относятся жители Санкт-Петербурга (без пригородов) в возрасте 16 лет и старше, проживающих в семьях с доходом на человека $200 в месяц и более. На начало 2003 г. 680–700 тыс. человек (20–21%). Большая часть среднего класса это жители Санкт-Петербурга с уровнем благосостояния от $200 до $400 на 1 члена семьи в месяц. Возраст «среднего класса»: 30% 25–34; 24% 35–44; 20% 16–24; 19% 45–54; 7% 55 и выше. Также появились домохозяйства бездомных. Цены за недвижимость и земельные участки, за новое жилье и торговые площади удвоились. Социальное расслоение будет прогрессировать, и, соответственно. Будет расти опасность появления и разрастания трущоб в крупных жилых районах (уплотнительная застройки), в том числе и в субурбиях. Эта негативная тенденция городского организма известна по опыту других крупных городов. На этом фоне появляется острый конфликт между социальными и экологическими интересами с точки зрения будущего жилищного строительства (строительство на ценных природных территориях). Социально менее защищенные слои населения вынуждены будут тесниться в подорожавшем жилье, так как более обеспеченные слои населения займут большие площади (расширятся). Поэтому нужно значительно увеличить долю социального жилья.
Развивается и растет мелкий и средний бизнес. По России из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике, 58 млн. человек (95%) работают по найму, примерно 1 млн. человек (1.5%) работодатели, привлекающие наемных работников и около 2 млн. человек (3%) индивидуальные предприниматели. Поэтому сейчас происходит активное строительство офисных помещений и административных зданий. Причем в центре города набирает темп использование жилых квартир под офисы, и как следствие происходит отток жителей из центра на периферию, в субурбии. Единственный способ противодействовать этому это выделять дополнительные площади под застройку и создавать ограниченные и сконцентрированные площади для деловой активности. Что в центре города сделать достаточно трудно.
Интенсивный отток населения из центральных районов объясняется также переселением представителей среднего класса и молодых семей с детьми ближе к черте города, ростом в центре деловых и торговых центров и деиндустриализацией классических рабочих кварталов. Что приводит к изменению социального состава населения в субурбиях.
Следующая социальная метаморфоза это продолжающаяся тенденция к уменьшению частного домохозяйства (уменьшается количество человек в одном домохозяйстве или семье) и увеличивается число таких домохозяйств. По России самое большое количество домохозяйств состоит из 2 человек (и в городе, и в сельской местности). Поэтому растет спрос на однокомнатные квартиры.

Основные направления архитектурно-экологической реконструкции субурбий, программа устойчивого развития:

    • выбор эпицентров преобразований (комплексы или отдельные здания, ценные с архитектурной или ландшафтной точек зрения);
    • создание сети «зеленых коридоров» система непрерывных и перетекающих зеленых пространств: буферная территория заказника, лесопарк, парк, зона отдыха, зеленые бульвары;
    • контроль общественности, участие жителей, экологическое воспитание;
    • сохранение и развитие исторической планировочной структуры в малоэтажных поселениях;
    • изолирование пешеходного движения создание сети улиц с учетом устройства велодорожек и пешеходных дорожек, не пересекающихся с автотранспортом.
    • принцип максимального сохранения земли строительство зданий на неудобьях (крутой рельеф, лощины, овраги и др.); подземные, надземные на столбовых опорах, подземно-надземные сооружения; подземное автомобильное движение. Устройство дорог, поднятых над поверхностью земли. Водо- и светопроницаемые покрытия для дорог, стоянок и тротуаров, с озеленением части покрытий, доступом солнечного света и дождевой воды к поверхности грунта;
    • смена функции в покинутых объектах, убыточных предприятиях (переход от промышленной функции к торговой и общественной в промышленных районах);
    • принцип пермакультуры многофункциональное озеленение всех возможных поверхностей для выращивания в городе овощей и фруктов. Проектирование с учетом создания таких поверхностей;
    • постепенность градостроительных преобразований;
    • приближение мест работы и постоянного проживания первые этажи не жилые, в них размещаются частные мастерские, магазины, кафе. Внутри жилых кварталов устраиваются небольшие экологичные производства;
    • «средовой» подход строительство жилых кварталов с сохранением масштаба исторической застройки;
    • перевод и изменение функции промышленно-складских предприятий, которые находятся на ценных природных территориях, например, вблизи Новоорловского лесопарка, на буферной территории Юнтоловского заказника;
    • для сохранения ценной природной среды заказника, заповедника — преобразования ее буферной территории;
    • для сохранения крупного лесопарка — зонирование с выделением буферной территории, примыкающей к жилым районам, и преобразование этой территории (создание парка отдыха и развлечений);
    • для сохранения крупного водного бассейна — зонирование с выделением буферной территории, примыкающей к жилым районам, и преобразование этой территории (организация пляжа).