ldrev_01

Магазин предметов
современного искусства

recmag

Магазин проектов коттеджей

copyrec

Основные аспекты технологичной архитектуры

Экологичная архитектура (экоархитектура) — новое направление современной архитектуры, соединившее архитектуру и экологию. Оно учитывает экологические потребности человека при создании зданий и интересы природы. Экоархитектура связана со многими понятиями (архитектура и градостроительство, экология, социология, философия, экономика, биология, география и др.), так как в эпоху глобальных экологических проблем современных городов возникло осознание необходимости совместных усилий архитекторов и ученых при активном участии всего населения.
Предметным и географическим анализом городской эволюции занимается геоурбанистика, которая в настоящее время в связи с обострением экологических проблем исследует и решает проблему стратегии развития городов как переход к устойчивому развитию.1 Стремление общества к устойчивому развитию проявилось уже с конца XIX–начала XX века. Поэтому исторически сложились различные взгляды на пути (методы) этого развития. Сциентистский метод — решение любых проблем за счет развития науки — от слова сциентизм (англ. science — наука) или технократизм. Консервационистский метод — восстановление естественной природы за счет резкого снижения численности населения. Этот подход также называется алармизмом (англ. alarm — тревога, страх). Алармисты считают, что экологический кризис с последующей гибелью человечества неизбежен. Центристский метод основывается на принципе экологического развития и сочетает элементы первых двух вариантов.
Представления об устойчивом развитии были приняты в виде документов в 1992 г. на Международной конференции по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро. По документам этой конференции, устойчивое развитие позволяет на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, который не приведет к деградации окружающей среды. Значит, устойчивое развитие — это «сверхзадача»2 человечества. Ее решение создаст равные возможности для благополучной жизни ныне живущих и будущих поколений.
Центристский путь возник позже и является сегодня наиболее популярным. Он появился благодаря позитивному опыту, накопленному практикой природопользования в Японии и ФРГ. Центристскими являются и документы, принятые на «Рио-92». Экоархитектура — метод градостроительного преобразования центристского сценария устойчивого развития. Поэтому аспекты экоархитектуры полнее раскрывают современное понятие устойчивого развития.

Градостроительный аспект

Города, крупные поселения — это места, где сосредоточено основное население жителей Земли. Созданы города для удовлетворения потребностей их жителей и обеспечения достаточно высокого, экологически обоснованного качества жизни. Фактически же они являются центрами возникновения основных экологических проблем.
Оптимальное и более устойчивое развитие городов планеты сегодня предлагается решить методом экологизации, удовлетворяя требованиям экологической красоты, которая является одним из понятий экоархитектуры. Параметры экологичной красоты в целом разнообразны, и они постоянно меняются в связи с использованием более высоких и экологичных технологий. В комплекс требований к экологически красивым зданиям входит их внешний вид, форма и материал, которые должны быть природоподобны (масштабны человеку) и красивы, «очаровательно разнообразны».3 Здания нужно гармонично вписать в ландшафт, без нарушения его основных компонентов. Площадь природных территорий должна быть экологически обоснованной. Сохранение и воссоздание флоры и фауны, как в городе, так и рядом с ним, — одна из главных задач экологичной красоты. Это означает не только применение конкретных экологически красивых решений, но и длительное экологическое образование, и воспитание жителей города.
Экоархитектура направлена на решение проблемы взаимодействия человека и природы. Но эта проблема волновала человечество с глубокой древности. Условно можно выделить следующие этапы развития взаимоотношений общества и природы:

  • Период: первобытнообщинный. Первые поселения.
  • Период: древние века. Переход к производству и применению орудий труда — первое звено взаимоотношений людей и природы.
  • Период: средние века. Переход к искусственному производству энергии — расширение возможностей в преобразовании природы.
  • Период: XIX–ХХ вв. Научно-техническая революция — резкое расширение объема антропогенных воздействий на природную среду.
  • Искусственное воспроизводство, реставрация и сохранение окружающей среды — наступающий этап — период глобальной экологизации поселений и всей человеческой деятельности.

Первый период зарождения практической экологии поселений был стихийным. Человек в основном пользовался природными ресурсами, не управляя качеством среды. Некоторые ограничения экологического характера на потребление ресурсов и на невмешательство в существующую природную среду поддерживались культами, древними религиями. Но первобытные охотники и собиратели не только приспосабливались к природе и пользовались ее готовыми дарами. Так, аборигены Австралии и Тасмании выжигали леса для лучшей охоты, что изменило растительный покров, климат, привело к эрозии почв.
Начало городской экологической архитектуры связано с появлением на Земле искусственных сооружений. Это — первые урбанизированные ландшафты: поселения, жилая и культовая застройка. Японские сады проектировали в органической связи с рельефом (плоские и холмистые), их подразделяли по основному компоненту сада (сады камней, воды пейзажей и др.) с использованием ряда обязательных сооружений ? храмов, мостов, ворот, оград, светильников.
В древней Индии был создан устный свод строительных правил “Шильпашастра”, передаваемый от поколения к поколению, и лишь в I веке н. э. записанный на бумаге. Эти строительные правила древней Индии имели некоторую экологическую направленность: в каждом поселении надлежало выполнить функциональное зонирование (соответствующие участки отводились под жилье, храмы, парки, резервуары воды и др.). Регламентировалась высота зданий, их назначение, материал стен; при размещении зданий учитывалось господствующее направление ветра, красная линия застройки.4
Эволюция взаимоотношений городов с природой чаще всего протекала в одном направлении: растущие города, поглощая все новые и новые территории, к тому же пригодные для сельского хозяйства, постепенно перерождались в гигантские мегаполисы и урбоареалы.
Прогноз роста городов и их географической концентрации в масштабе планеты выполнен известным урбоэкологом К. Доксиадисом, который является сторонником консервационистского пути устойчивого развития общества. Согласно этому прогнозу, города постепенно займут все лучшие территории на Земле, что приведет к созданию «непрерывного города». Возможно, что замедление прироста населения и его стабилизация к середине XXI века не позволит осуществиться этому негативному явлению.
В конце XX века особенно сильно стали заметны признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. Такие как: рост городов, их переуплотненность, превращение в урбоареалы; замена естественного ландшафта в городе и его компонентов на искусственный (культурный или даже мертвый) ландшафт. Кроме того, рост загрязненности среды (внесение разного рода загрязнений в окружающую человека среду и в организм человека); отдаление человека от прямых контактов с природой и компонентами ландшафта (визуальных, звуковых, обонятельных, осязательных). Замена естественных сенсорных воздействий на негативные искусственные, сопровождающиеся также ростом их интенсивности. И, наконец, смена естественных биоритмов человека (повышенная ночная освещенность, шум, ночная работа вместо сна ночью, и пр.).
Техногенная эволюция городов двойственна: наряду с описанными выше ее негативными последствиями человечество получило впечатляющие положительные результаты, касающиеся роста качества жизни в городах. Во второй половине XX века наблюдается быстрый рост качества жизни во многих местах расселения развитых стран: рост качества и объема (площади) жилищ; возрастание качества и числа коммунальных удобств; рост числа и качества общегородских служб; более полное удовлетворение санитарных требований; удовлетворение все более широкого круга потребностей жителей города. Именно поэтому города — это будущее человечества, а урбанизация при наличии ее экологичности — не только неизбежное, но и в целом положительное (для человека) явление. Поэтому с 2001 г. начинается «городская революция». Впервые в истории в городах будет жить более 50 % жителей планеты, а к 2030 г. численность жителей городов в 2 разапревысит численность сельских жителей.
Во многих слаборазвитых странах городская среда исключительно загрязнена, качество и размер жилья далеки от нормы. Как подчеркивает К. Топфер, директор Центра ООН по населенным пунктам (Habitat), сейчас происходит «урбанизация нищеты», не менее 600 млн жителей городов в развивающихся странах живут в домах исключительно низкого качества, причем до половины населения там обитает в трущобах. И число таких жителей растет. Неэкологичность городов в первую очередь вызвана их стихийным, мало управляемым развитием (характерные примеры: крупные города слаборазвитых стран, и даже новая столица Бразилии город Бразилиа, в котором наряду с современным центром появились трущобы). Также среди разработок современных архитекторов много неэкологичных. Предлагаются гигантские проекты освоения природных территорий: строительство города на насыпи в заливе (Япония), проект висячего города над Ла-Маншем (Франция) и пр. Разрабатываются проекты гигантских зданий, равных по вместимости городам, — до 200...300 тыс. жителей (в Японии начато строительство здания высотой 1.5 км). Кроме этого многие великие архитекторы и градостроители прошлого были далеки от минимальных требований экологии (видимо, в связи с привлечением внимания к этой проблеме только в последние годы). Например, Ле Корбюзье, который способствовал применению ряда принципиальных экологичных положений в строительстве, правда, большей частью предложенных ранее другими конструкторами (дома, поднятые над озелененной поверхностью земли; кровли-газоны и др.), говорил: «...В современном городе должна господствовать прямая линия... Прямая линия есть путь исторического развития человека... Кривая улица — это дорога ослов... Все вокруг – геометрия».5 Ф.Л. Райт делал проекты гигантских небоскребов. В проекте города Бразилиа (О. Нимейер и Л. Коста) использованы огромные покрытые бетоном площади и здания, немасштабные природе. Во многих городах мира, в том числе и в России, построены однотипные кварталы высоких жилых домов с максимальным отрывом жителей от природы; в результате создан прямоугольный силуэт городов, далекий от округлых природных форм и от многих требований экологичности. В мире не заканчивается соревнование между странами в возведении самого высокого (а теперь и самого длинного) здания или сооружения. Неэкологичный гигантизм широко проник в градостроительство. В то же время ряд архитекторов и строителей предупреждает о негативности прямоугольного облика современного города. Так, финский архитектор Р. Пиетиля говорит: «Высотные здания монументальны в отрицательном смысле. Ровный параллелепипед, доминирующий в современном пространстве, агрессивен по отношению к своему окружению. Евклидова геометрия неприемлема».6 Сравнительно недавно архитекторы стали задумываться о научном обосновании красоты городской среды, о возможности воспитания любви к городу средствами архитектуры, о необходимости формирования здоровой городской среды, только в последние годы появились исследования по сенсорной (визуальной, звуковой и запаховой) экологии города, о новой, экологичной красоте.
Эти примеры подчеркивают, что экоархитектура находится на стадии становления, необходимость глубокой и системной экологизации городов медленно проникает в умы специалистов. Но уже проведены первые международные конгрессы по здоровым городам (Манчестер, 1994; Москва, Мадрид, 1998; Лондон, 1999 и др.),7 появились и начали осуществляться первые небольшие проекты экосити, проводятся международные конкурсы по экологичным и здоровым городам мира. Возможно, самым крупным достижением, которое свидетельствует о первых результатах экологического воспитания, является возникновение экологичных поселений в разных странах Земли, где сами жители строят экологичные жилые дома и создают экологичную среду обитания. ООН приняла решение о возведении в начале XXI века первого экосити. Постепенно разрабатывается концепция экологичного, здорового, красивого и, что очень важно, любимого жителями города. Для оценки общего движения города к состоянию устойчивости и экологичности служат индикаторы состояния города, которые постоянно совершенствуются.
Выработаны основные градостроительные направления экоархитектуры: устойчивое новое строительство; экологизация урбанизированных территорий (устойчивая биопозитивная реконструкция мест расселения, зданий и инженерных сооружений, позволяющая создать принципиально новые биопозитивные объекты, родственные природе, которые не будут отторгаться природой и включатся в естественные экосистемы). Природа будет воспринимать биопозитивные объекты (здания, сооружения, поселения, страны) как естественные природные объекты, что постепенно приведет к достижению устойчивости, восстановлению нарушенного равновесия и исключению отступления природы под антропогенным давлением человека.
Это принципиальное положение делает исключительно актуальной задачу практического применения экоархитектуры (экологизации мест расселения, их устойчивого проектирования и строительства, экологичной реконструкции и создания экосити). Так как эта задача связана с сохранением всей природной среды и, следовательно, жизни на Земле.
Уже имеющийся опыт экологизации отдельных городов показывает эффективность этого пути. Среда этих городов существенно улучшилась по сравнению с прежней загрязненной средой начала XX века. Исчезла грязь на улицах, давно прекратились сбросы канализации по открытым уличным лоткам в реки, снизились выбросы загрязнений из дымовых труб, улучшился состав воздуха, стала красивее визуальная среда, повысилось качество озеленения и т.д. Например, в Лондоне исчез знаменитый смог, в Токио качество воздуха существенно улучшилось, в самом центре Стокгольма в реке появились лососи.8 В результате экологизации, выполнения программ устойчивого развития, даже в небольших европейских странах с полностью утраченной естественной природной средой, качество городской среды находится на достаточно хорошем уровне.

Социально-экономический аспект

Центристский сценарий устойчивого развития включает ряд стратегических элементов, относящихся к социально-экономическим понятиям, которые должны быть приняты мировым сообществом.
1. Регулирование гуманными методами роста населения, который не превышает уровень естественной саморегуляции биосферы (8–12 млрд. человек).
2. Защита человечества от угрозы голода при компромиссной системе сельского хозяйства (умеренное использование удобрений, гербицидов, трансгенных растений, максимальное раскрытие агроресурсного и биологического потенциала агроэкосистем, а также изменение рациона человечества в сторону увеличения доли растительного белка).
3. Обеспечение человечества энергией без истощения энергоресурсов и загрязнения среды. Смешанный тип энергии: 30 % — нетрадиционные источники (солнечная, ветровая, тепловая энергия земли); 70 % — традиционные источники с повышением доли атомной энергетики при использовании безопасных ядерных реакторов и замкнутого топливного цикла.
4. Переход на энергосберегающие технологии во всех сферах деятельности.
5. Не истощающее использование сырьевых ресурсов для промышленности (рециклинг).
6. Сохранение биологического разнообразия (доля охраняемых природных территорий должна быть не ниже 30 %).
7. Сокращение уровня загрязнения среды путем экологизации промышленности и сельского хозяйства.
8. Усиление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Все эти меры должны сочетаться с экологическим образованием и воспитанием, формированием у каждого жителя планеты экологического мировоззрения и социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды.9

Философский аспект

Философское обоснование пронизывает все предлагаемые методы устойчивого развития общества (сциентистский, консервационистский, центристский) и неразрывно связано с понятием экоархитектуры, так как лежит в основе отношений общества и природы. Диалектика природы и общества — процесс, непрерывно развивающийся в ходе своего развертывания. Расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь и тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер. Без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Значит, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума являются приоритетной задачей общества, человечества.
Кроме этого философский смысл кроется в понятии глобального экологического кризиса. Люди издавна чувствовали зависимость своего существования от внешних природных и надприродных сил, ощущали близость и неизбежность конца — прежде всего в личностном смысле: смерти, и в смысле общечеловеческом: Конца Света. Для древнего человека, воспринимавшего мир мифотворчески, грозные явления природы представлялись внешними, видимыми проявлениями воли верховного божества. Он был беззащитен перед ними и остро ощущал свое бессилие. Такое понимание мира сравнимо с мироощущением современного человека, который осознает возможность насилия и уничтожения в любой момент и генетического вырождения под воздействием неблагоприятной экологической обстановки. Гнев богов, приводящий к стихийным бедствиям, человек приписывал своей греховности, отступлению от правил религиозной нравственности. Возможность дальнейшего существования цивилизации, да и самой жизни, во многом зависит от того, насколько человечество будет нравственным по отношению к самому себе.
Значит, философский смысл глобального экологического кризиса — это мироощущение человека как потребителя, который использует блага природы с глубокой древности до настоящего времени. Человек, оправдывая свои поступки, называет причину: первородный грех и как наказание — изгнание из Рая, и как следствие — постоянная борьба с Природой. Путь выхода из глобального экологического кризиса — переосмысление своего существования в рамках экоархитектуры.
Восточная философия и религия с глубокой древности связаны с практической городской экологией Китая, Японии, Кореи, с их особым отношением к природе. Поэтому городская экология получила развитие в садово-парковом искусстве и архитектуре этих стран. Еще в 140–87 гг. до н. э. император Ханьской династии Ву-Ди имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками, декоративными деревьями и кустарниками. Садово-парковая архитектура тех лет основывалась на одной из трех основных религий Китая ? даосизме (основе современной «глубокой» экологии), согласно которому природа рассматривалась как обитель богов; сады и парки проектировались как участки природы, выделенные из естественного ландшафта («парки красивых мест» ? бодарчу). После прихода в Китай из Индии буддизма в 64 гг. н. э. пейзажные композиции садов и парков стали выражать эмоциональное настроение при виде определенных пейзажей: идиллическое (гладь воды, остров, пагода); смеющееся (залитые солнцем поляны и цветущие растения); устрашающее (рощи и темные скалы, нависшие над горными реками).
Одно из частных проявлений «глубокой» экологии — это Фэн-шуй (наука о гармонии с окружающей средой и искусство ее использования в повседневной жизни, известные с древних времен). Китайцы применяли фэн-шуй в течение многих веков, строя дома, города, захоронения. Сегодня метод фэн-шуй известен на Тайване, в Сингапуре, Гонконге и других китайских городах, а также в Америке и Европе. Наука Фэн-шуй исследует конкретное воздействие природы на здоровье, семейную жизнь и трудовую деятельность человека и направлена на создание гармонии и красоты. На практике эта наука занимается гармонизацией и улучшением влияния пространства, его объектов, форм, цветов друг на друга и на жизнь человека. Фэн-шуй — это образ жизни, следуя которому, человек поднимается на более высокий уровень восприятия окружающего мира.10
Таким образом, восточная философия (на основе даосизма, буддизма) — это, в основном, философия окружающей среды. Современная экоархитектура опирается на основные понятия этой философии, переосмысляя их на новом витке развития человечества.
Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.
Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях: формирование нового общественного сознания, ориентированного на преодоление экологических противоречий, преодоление ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практической ориентации человека в его отношении с природой.
Можно выделить три группы проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией: осознание фундаментальности диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрение философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться. Вопросы познания взаимодействия человека и природы (как отношения субъекта и объекта). Нравственная и эстетическая переоценка отношения к природной среде в процессе формирования архитектурно-экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде.
Таким образом, возникновение экоархитектуры произошло закономерно, исходя из естественного исторического процесса. Рассматривая основные аспекты экоархитектуры, можно сделать такие выводы: во-первых, основная цель экоархитектуры — экологическое преобразование городов. Поэтому возникает градостроительный аспект и отвечает на вопрос: Как?
Во-вторых, Город без жителей не существует, отсюда — социально-экономический аспект, отвечающий на вопрос: Для кого?
В-третьих, появляется философский вопрос: Зачем? Почему? На эти вопросы дает ответы философский аспект экоархитектуры.

Цитированная литература и другие источники

1. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики, 1999. http://books.iznutri.ru/books/m.php/75624.html
2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Сценарии перехода к устойчивому развитию // Экологическая комиссия при общественном совете г. Обнинска. ? 05.11 2003. http://eco.obninsk.org/publications/publications.php3?29
3. Тетиор А. Н., Архитектурно-строительная экология. ? М., 2000. С. 162, 163.
4. Тетиор А. Н. Указ. соч. С. 19.
5. Тетиор А. Н., Указ. соч. С. 7, 8, 165.
6. Курбатов Ю. И. Архитектурные формы и природный ландшафт. ? Л., ЛГУ, 1988. 138с.
7. Тетиор А. Н., Архитектурно-строительная экология. ? М., 2000. С. 8.
8. Тетиор А. Н., Указ. соч. С. 10.
9. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Сценарии перехода к устойчивому развитию // Экологическая комиссия при общественном совете г. Обнинска. ? 05.11 2003. http://eco.obninsk.org/publications/publications.php3?29
10. Практический Фен-Шуй, полная энциклопедия ? СПб.:  Весь, 2001.