ldrev_01

Магазин предметов
современного искусства

recmag

Магазин проектов коттеджей

copyrec

Архитектурно-экологические приемы преобразования городской среды в ХХ веке

Во-первых, нужно уточнить термины. Экология (греч.) состоит из 2 слов: жилище (или местопребывание) и понятие (или учение). Значит, это наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Впервые термин «экология» ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель.
Архитектурная экология — это экологическое направление современной архитектуры, которое создает благоприятную, экологически обоснованную среду для человека в городе и поддерживает хорошее состояние природной среды (флоры и фауны) в городах.1 Но термин «архитектурная экология» подчеркивает главенство экологического аспекта. А экология — это биологическая и социальная наука. Тогда как введение термина «экологичная архитектура» или «экоархитектура» по аналогии с уже общепринятым понятием экосити может выразить архитектурную сущность экологического направления архитектуры.
Экоархитектура рассматривает и решает проблемы современной архитектуры: взаимопроникновение городской и природной среды (устройство озелененных стен и покрытий); освоение подземного пространства с целью сбережения территорий природной среды; использование разработок архитектурной бионики; экологическое воспитание и образование жителей городов красивой, экологичной, здоровой окружающей средой (участие жителей в поддержании высокого экологического качества среды).
С давних времен архитекторы и социологи развивали одну и ту же идею о «городе-саде» или «идеальном городе», в котором жилища были бы вписаны в природную среду. Кампанелла в 1602 г. придумал «город Солнца»; Морелли в 1755 г. — город, основанный на «Кодексе природы»; Оуэн в 1841 г. создал проект зеленого города.2
«Устойчивое проектирование» и «устойчивое строительство» — это современные понятия, смысл которых вытекает из идеи устойчивого развития, которая была представлена в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», организованном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. В 1987 г. она была разработана в докладе «Наше общее будущее», подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию (опубликовано в 1987 г.).3 Идея устойчивого развития заключается в обеспечении интересов нынешнего и будущих поколений и сохранении природы Земли. Устойчивое проектирование и строительство города связано с экологизацией города, его экореконструкцией, с экологизацией человеческой деятельности в городе.4
Таким образом, за последние 30 лет ХХ в. сформировались понятия архитектурной экологии (экоархитектуры), экосити, устойчивого развития и современные приемы (принципы) экологичного проектирования и строительства. Рассматривая развитие градостроительного искусства на протяжении всего ХХ в., выясняется, что практически все достижения современной градостроительной теории основаны на приемах, которые были постепенно найдены за это время. Более того, многие из них известны из глубокой древности. Каковы же эти приемы?

Краткий перечень основных архитектурно-экологических приемов

При проектировании мест расселения используют принцип «зеленых коридоров»: соединение между собой всех зеленых территорий города и объединение их с естественными загородными территориями для очистки воздуха, улучшения визуальной среды, прогулок жителей и свободной миграции животных.
Принцип пермакультуры: многофункциональное озеленение всех возможных поверхностей для выращивания в городе овощей и фруктов, экологического воспитания. Проектирование с учетом создания таких поверхностей.
Принцип максимального сохранения земли, пригодной для естественно-ландшафтного, сельскохозяйственного, рекреационного, заповедного использования. Строительство зданий на неудобьях (крутой рельеф, лощины, овраги и др.); подземные, надземные на столбовых опорах, подземно-надземные сооружения; подземное автомобильное движение. Устройство дорог, поднятых над поверхностью земли. Водо- и светопроницаемые покрытия для дорог, стоянок и тротуаров, с озеленением части покрытий, доступом солнечного света и дождевой воды к поверхности грунта. Рекомендуется избегать сплошных непроницаемых покрытий большой площади и использовать «сквозные» покрытия с проемами, отверстиями для прохода воды и роста травы (например, покрытия из штучных плит).
Принцип изолирования пешеходного движения. Создание сети улиц с учетом устройства велодорожек и пешеходных дорожек, не пересекающихся с автотранспортом.
Принципы сохранения природной и историко-культурной среды (средовой подход). Сохранение, экологичная реставрация или экологичная реконструкция природных и городских ландшафтов (возможно с новым функциональным применением).
Принципы проектирования жилых домов. Здания пропорциональны природному окружению, имеют озелененные внутренние дворы, крыши, террасы. Не допускается высота домов выше деревьев (от 2 до 5 этажей). Первые этажи не жилые, в них размещаются частные мастерские, магазины, кафе. Внутри жилых кварталов устраиваются небольшие экологичные производства. Расположение жилых зданий исключается в местах воздействия электромагнитных полей Земли (геопатогенные зоны). Максимальное использование природных материалов, имеющихся в большом количестве в данном регионе и традиционных для него, — кирпич, природный камень, дерево, черепица, стекло и др. В отделку зданий вводятся элементы национального искусства, настенной живописи.
Существует еще много специфических принципов, связанных с инженерными, конструктивными, социальными и психологическими понятиями. Как же развивались приемы экоархитектуры в хх в.? Можно выделить 3 этапа развития.

Первый этап — начало ХХ в.

Возникновение теории городов-садов Эбенизера Говарда (1903 г. книга «Города-сады будущего») как одна из попыток решения жилищной проблемы. Город-сад — это планомерно устроенное поселение на дешевой земле, принадлежащей общине, что делало невозможной перепродажу земли.5 Город-сад рассматривался как «образец нового города, облегчающий коренную жилищную реформу, создающий выгодные условия для промышленников и для ремесленников и обеспечивающий за земледелием и садоводством постоянное пользование значительной частью площади, которая принадлежит городу-саду».6 Первые планировочные разработки Реймонда Энвина, использующие эту теоретическую идею, — город-сад Лечворт. Он был основан в сентябре 1903 г. Генеральный план составили Энвин и Паркер в 1904 г. Лечворт знаменит своими ансамблями тупиков и лужаек, обстроенных с внешней стороны в виде подковы. Планировка является прекрасным примером сочетания регулярного и живописного приемов. Центр города представляет собой партерный сквер с деревьями по краям. От сквера во всех направлениях проложено 12 радиальных улиц. Главное шоссе соединено с вокзалом. Вокруг центрального района с общественными и торговыми зданиями — кольцевая магистраль. Промышленные предприятия образуют свое кольцо на внешних границах так, чтобы полностью не отрезать жилые районы от лугов и рощ. Застройка отличается удобно и разнообразно поставленными домами.
Города-сады очень медленно заселялись, так как возникли трудности в создании их экономической независимости. Еще одна причина их непопулярности — возникновение идеи планировки пригородов-садов, автором которой был Реймонд Энвин. В 1905 г. был спроектирован Хемстед — пригород-сад Лондона. Планировочная идея принадлежит Энвину, Паркеру и Латенсу. Это самый известный и лучший пригород-сад. Энвин близко подошел к идеальной модели в планировке живописных жилых комплексов. Генеральные планы Хемстеда и Лечворта имеют много общих черт (сочетание элементов регулярной и живописной планировки, ансамбли тупиков и лужаек в виде подковы). Город-сад от пригорода-сада отличаются по основному функциональному назначению (город-сад — экономически самостоятелен, а пригород-сад — благоустроенное предместье, напоминающее жилой микрорайон), по композиции (Хемстед характерен симметричными композициями в стиле псевдоренессанса, а в Лечворте все жилые ансамбли спланированы асимметрично и разнообразно).7
В России к концу первого десятилетия ХХ в. тема городов-садов становится одной из центральных в архитектурной периодической печати. К материалам построенных в Англии городов-садов обращались многие авторы — Д. Д. Протопопов, А. К. Енш, Н. В. Дмитриев, П. Г. Мижуев, Г. П. Ковалевский — для возможного использования данного опыта в России. Одним из наиболее ранних в России был построенный в 1902–1908 гг. под Ригой город-сад «Царский лес» (архитекторы Янсен, Купфер и Шмелинг). В 1908 г. архитектором А. А. Весниным был создан проект пригорода-сада Никольское близ Москвы. В 1913 г. построены 3 поселка-сада под Петербургом — за Нарвской заставой, в Сосновке за Лесным и близ Полюстровского и Безбородкинского пр. «Строились они на пустырях, … две трети каждого участка засажены древесными насаждениями. Самые дома … не превышают 2-х этажей, но большинство рассчитано всего на два семейства».8 Большое внимание при строительстве этих поселков уделялось проведению трамвайных линий для связи их с Петербургом. В том же году было начато строительство поселка-сада в Москве, на Ходынке, между Петербургским шоссе и Солдатенковской (ныне Боткинской) больницей. В 1913 г. близ станции Прозоровская (теперь станции Отдых и Кратово) в 40 км от Москвы Обществом Московско-Казанской железной дороги был заложен первый в России город-сад. Авторами проекта 1912 г. были инженер В.Н. Семенов и архитектор А. И. Таманов. В 1916 г. в Министерстве путей сообщения было принято решение о строительстве поселков-садов для служащих Николаевской, Омской, Томской железных дорог, под Петроградом и Москвой.
В конце 1913 г. в Петербурге было организовано «Русское общество городов-садов», целью которого как и зарубежных обществ подобного типа была распространение идей «полной реформы домо- и городостроительства» на основе «рационального городского и пригородного расселения». Россия стала членом «Международной ассоциации городов-садов и городской планировки».9

Второй этап — 1920–1960 гг.

Развитие теории городов-садов (Кларенс Стейн и Генри Райт, Редборн, окрестности Нью-Йорка, США, 1928–1929 гг.). Дальнейшее развитие идей Энвина привело к приспособлению планировки к автомобильному движению: полная изоляция пешеходного движения от автомобильного транспорта.
В 1920–1930 гг. были созданы пригороды-сады во Франции в радиусе 6–12 км от центра Парижа (15 небольших населенных пунктов). Первые поселки (Женвилье, Дранси и Ле Лила) были застроены коттеджами с приусадебными участками, они напоминали Лечворт и Хемпстед. Начиная с середины 1920 гг., повышается этажность до 3–4, местами 5–6 этажей с включением башенных зданий. Пример крупнейшего поселка: Шатеней-Малабри (авторы Бассомпьер, де Рут Плесси Робенсон).
Города-спутники в Англии в 1940–1960 гг. имели микрорайонную структуру по разработкам П. Аберкромби. В них учитывалась местная топография: существующие населенные пункты, сохранившиеся леса и луга, рельеф местности, система дорог (архитекторы Фидлер, Желлико, Гибберд).
Возникновение и развитие районной планировки (Патрик Аберкромби — проект планировки Донкастерского района, Англия, 1922–1925 гг.). Планировочная организация обширных ландшафтов и мероприятия по их охране, восстановлению и улучшению. Районная планировка Нью-Йорка (США, 1920–1930 гг.) была проведена американским планировщиком Кларесом Артуром Перри под руководством английского теоретика-градостроителя Томаса Адамса (бывшего первого секретаря общества, основавшего город-сад Лечворт). В основу планировки был положен принцип изоляции пешеходного движения от транзитных магистралей. Центром микрорайона стала «элементарная общественная школа», которая, помимо своего основного назначения, выполняла также и разнообразные общественные функции (избирательные кампании, политические собрания, лекции для взрослых, клубы и кружки). Поэтому расчеты по определению численности населения и размеров территории микрорайона зависели от вместимости и размещения таких школ.
Возникновение микрорайонной структуры в СССР. В 1922–1923 гг. были созданы проекты застройки кварталов в Москве: Л. А. Веснин — застройка квартала для Симоновской слободы; С. Е. Чернышев и Н. Я. Колли — квартал в Замоскворечье на ул. Большой и Серпуховской. Теоретические исследования микрорайонной структуры были проведены С. Г. Струмилиным (Проблемы социалистических городов // Плановое хозяйство, 1930, № 5). Решение проблемы связи промышленности и жилых массивов осуществлялось на примере средневековой городской структуры, когда в доме на первом этаже располагалась мастерская, магазин и т. д. Таким образом, при приближении жилья, мест приложения труда и бытового обслуживания решаются многие транспортные проблемы.
В середине 1930 гг. районная планировка переросла в национальную планировку. В Европе введены меры по охране сельского ландшафта, учреждение оптических заповедных зон (Парижский район, 1939 г.: Версальский, Сен-Жерменский парки). Планировочная реконструкция Лондонского графства в 1940–1944 гг. (Аберкромби, Форшоу). Приведение в единую систему садово-парковых массивов в непрерывные зеленые ленты. Система транспортных тоннелей и выемок. В 1950–1960 гг. — реконструкция городов в США: принципы те же, что и в Европе.
Концепция линейного города. Вариант теории городов-садов, вытянутых в длину, а не концентрических, как у Говарда. В отличие от системы городов-спутников Говарда, окружающих центральное ядро, города линейного типа растягивались вдоль дорог и водных трасс. Жилая зона отделялась от промышленной территории «зеленым коридором». Линейный (или ленточный) способ расселения существовал издревле, как наиболее распространенный в деревне (Эдинбург). С конца XIX в. (1882 г. — выход книги испанского архитектора Сориа Мата) такие города привлекли к себе внимание и до середины 1930 гг. были очень популярны. Их разработкой занимались многие архитекторы. В СССР В. А. Лавров под руководством проф. Н. А. Ладовского защитил дипломный проект на тему линейного города (1928 г.). Позже И. И. Леонидов создал проект индустриального поселка. После публикации. Н. А. Милютина (Проблемы строительства социалистических городов. М.; Л., 1930 г.) линейный город получил широкую известность.10 В 1930 гг. в США проекты линейных городов составляли Гильберсаймер, Гропиус. Линейное расселение оправдывает себя лишь в небольших промышленных городах, так как при чрезмерной длине коммуникаций возрастают расходы на транспортно-техническое обслуживание города; возникают неудобства системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения.
Теория города с расчлененной планировочной структурой (органическая децентрализация) Эллиэла Сааринена возникла в середине 1930 гг. — федерация полуавтономных городских районов, разделенных неширокими зелеными разрывами (менее 1 км). В районах размещались не только школы, магазины, жилые дома, но и места приложения труда (мастерские, заводы). Это было особенно эффективно для городов с расчлененной структурой (планировка Большого Стокгольма Свена Маркелиуса).

Третий этап — 1970–2000 гг.

В конце 1970 гг. одновременно в нескольких странах возникает понятие экологичного города — экосити.11 Суть понятия — рассматривать город как обиталище не только людей, но и растений, животных, микроорганизмов, а развитие города — как развитие обширного сообщества. В начальной стадии создания этой идеи на первый план вышли биологи и экологи, которые разработали понятие экологии города. Ими были установлены первые отправные точки будущих архитектурно-экологических приемов. Так, в 1960 гг. ученый-эколог Б. Коммонер (США) сформулировал 4 закона экологии: 1 — все связано со всем; 2 — ничто не дается даром; 3 — все должно куда-то деваться; 4 — природа знает лучше.12 Далее понятие экологии расширилось, и она стала также социальной наукой. Соответственно расширилось понятие экосити, под которым стали понимать такую среду обитания человека и других живых существ, где духовный потенциал человеческого сообщества может раскрыться с наибольшей полнотой. Следовательно, городская среда — это школа, где человек рождается и, взрослея, обучается мироустройству, пониманию природы и общества.
В зарубежной практике накоплен большой опыт по проектированию и строительству экосити, экологичных районов и экологичных зданий. Можно привести множество примеров. Проекты и строящиеся экосити и экоздания: микрорайон г. Аделаиды, Австралия (The Halifax EcoCiti Project, Adelaide, 1994) — в концентрированном виде соединены все достижения в области экологизации строительства; экологичные дома в поселке Хокертон в Англии (дома северной стороной врезаются в холм). Осуществленные проекты с использованием подземного пространства: 2-этажная школа в г. Джеферсон, США (здание частично возвышается над холмом, имеет дополнительный световой фонарь); детский сад г. Осака в Японии (здание обвалованное, атриумное). Учебные здания, выполненные с применением экологичных технологий: экологический учебный центр «Река Бойн» в канадской провинции Онтарио (круглая кровля-газон, обваловка части стен, солнечные батареи, гелионагреватели, использование природных материалов); научно-просветительский центр в парке округа Сонома в Калифорнии (выполнено из природных материалов, на одной из наклонных стен — солнечный коллектор); комплекс культурного центра в Оклахоме, США. Теми же принципами экоархитектуры руководствуются зарубежные архитекторы и при реконструкции существующих зданий и комплексов (экореконструкция г. Куритиба, столица штата Парана, Бразилия, признанного в 1995 г. наиболее экологичным городом мира, архитекторы Х. Лернер, Р. Грека). В Германии создано движение за «биодом». Его задача — строить дома, в которых исключено все, вредное для здоровья (используются природные материалы, местность без вредных воздействий).13
В России разработкой экосити в последние годы занимались в Уральской государственной архитектурно-художественной академии в г. Екатеринбурге под руководством проф. В. А. Колясникова. Было создано экологическое зонирование ряда городов Урала: Нижний Тагил, Челябинск, Первоуральск, Магнитогорск. На основе архитектурно-экологических принципов уральскими архитекторами А. Э. Коротковским, А. В. Овечкиным созданы культурно-оздоровительные комплексы закрытого типа (в поселке Балтым близ Екатеринбурга комплекс построен, в городе Бисерть составлен проект).14 В 1999 г. в Новосибирске был основан «Сибирский экологический центр». В том же году в г. Томске прошел семинар «Развитие системы экологического мониторинга».15
В Санкт-Петербурге в 1997 г. учреждена Ассоциация поддержки и развития системы экологического оздоровления «Чистый город». В нее входят почти 90 % всех мусороперерабатывающих организаций города. Создан проект «Экодом», являющийся сейчас совместным с Санкт-Петербургским клубом Городского Огородничества и ЖСК № 122.16 C 1998 г. реализуется российско-датский проект «Экосити Пушкин» (район Санкт-Петербурга). Главная цель проекта — улучшить городскую среду, используя датские технологии ресурсосбережения, утилизации городских отходов, водоочистки, введения экологического образования, формирование положительного отношения местных властей и населения к качеству жизни.17
Таким образом, в процессе создания нового экосити или экореконструкции существующего города невозможно обойтись без прямого участия тысяч горожан. Движение горожан в защиту своего права на участие в принятии градостроительных решений встречается с осознанной потребностью в этом движении властей и нанятых ими экспертов. Диалог проектировщиков, ученых, администраторов и городских жителей становится объективной необходимостью. Здесь роль архитектора-градостроителя становится многогранной. Во-первых, используя весь потенциал, который накоплен долгой историей городов, архитектор сохраняет роль инициатора в диалоге с горожанами; во-вторых, архитектор-градостроитель приобретает роль эксперта, владеющего архитектурными, социальными и экологическими понятиями. Также он технически грамотно оформляет предложения и замечания, поступающие от горожан. Кроме этого архитектору нужно уметь перевести свои проекты и планы на образный и литературный язык, понятный для каждого интеллигентного человека.


 

Цитированная литература и другие источники

1. Тетиор А. Н. Архитектурно-строительная экология. ? М., 2000. С. 24.
2. Тетиор А. Н. Архитектурно-строительная экология. ? М., 2000. С. 84.
3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Сценарии перехода к устойчивому развитию // Экологическая комиссия при общественном совете г. Обнинска. ? 05.11 2003. http://eco.obninsk.org/publications/publications.php3?29. С. 1.
4. Тетиор А. Н. Архитектурно-строительная экология. ? М., 2000. С. 336, 337.
5. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX–начала ХХ вв. ? М., 1971. С. 70.
6. «Городское дело», 1909, № 17, с. 856.
7. История градостроительного искусства: ? М., 1979. Т. 2. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. Градостроительство ХХ века в странах капиталистического мира. С. 72.
8. «Зодчий», 1913, № 31, с. 287.
9. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX–начала ХХ вв. ? М., 1971. С. 73–75.
10. История градостроительного искусства: ? М., 1979. Т. 2. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. Градостроительство ХХ века в странах капиталистического мира. С. 75, 79–80, 105.
11. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры ? экополис вместо мегаполиса. http://www.rels.obninsk.com/Rels/Limited/Um/archit/9/4.htm С. 1.
12. Блинов В. Азбука градостроительной экологии // Экологическая комиссия при общественном совете г. Обнинска. ? 15.11.2003. http://eco.obninsk.org/publications/publications.php3?22 С. 2.
13. Тетиор А. Н. Архитектурно-строительная экология. ? М., 2000. С. 196, 197, 247, 313–315, 356.
14. Блинов В. Азбука градостроительной экологии // Экологическая комиссия при общественном совете г. Обнинска. ? 15.11.2003. http://eco.obninsk.org/publications/publications.php3?22 С. 4.
15. Сибирский Экологический Вестник № 13–14. 1999. http://nsu.ru/community/nature/books/Vest_13-14/news.HTM
16. Информационное приложение. http://pchela.ru/podshiv/40info40.htm/

17. Российско-датский проект «Эко-сити Пушкин» — Агенство экономического развития. С 1. http://www.reda.spb.ru/index.php?nomer=34